Плохой человек никогда не создаст хорошее вино

40c2b34e4c204c504915c551b56651e6

Автор статьи – Александр Голубенко, эксперт в области виноделия, экс-генеральный директор Симферопольского коньячного завода и объединения «Крымвинпром».

Трагедия, связанная с настойкой боярышника произошедшая в Иркутской области, только на первый взгляд является какой-то сюрреалистичной, и поражает лишь своим масштабом. Цифры погибших сопоставимы с авиакатастрофой, и лишь поэтому стали поводом для обсуждений и правовых разбирательств.

Можно сколь угодно кликушествовать по поводу люмпенов, польстившихся на эрзац-алкоголь, только суть трагедии от этого не меняется.

Каждый человек по-своему уникален, и с его уходом из жизни наш мир не остается прежним, и далеко не все пострадавшие такие уж асоциальные элементы, что не стоят какого-то упоминания.

Знаменитый советский  актер Георгий Милляр коньяку предпочитал одеколон.

Знаменитый советский актер Георгий Милляр коньяку предпочитал одеколон “Тройной”.

Вряд ли кто-то  посмеет сказать что-либо плохое о великом актере Георгии Милляре, знаменитой Бабе-Яге и Кощее Бессмертном из советских фильмов-сказок, но известно, что он  предпочитал  всему многообразию качественным (действительно качественным в советские времена) напиткам «Тройной» одеколон, но это его выбор.

Я, как человек посвятивший жизнь виноделию, и в частности коньячному производству, хотел бы порассуждать не о моральном аспекте случившегося, а о ситуации с профессиональным производством дистиллятов, которая сложилась у нас и породила трагедию, которую мы со времен горбачевско-лигачевской компании 1985 года не знали.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что именно с этой черной для виноделия даты и пресловутого «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом» началось движение по массовому производству некачественной алкогольной продукции как подпольно, так и, к сожалению, во вполне легальном производстве (хотя о каком качестве тут вообще можно говорить).

Именно с конца 80-х началась оккупация Советского Союза, а затем и суверенных республик, так называемым порошковым вином. Хотя порошок там не присутствует вовсе.

Больше всего от бездумной политики пострадало шампанское и коньячное производство.

Дело в том, что в производстве этих праздничных и никак не рядовых напитков, используется только сортовой виноград, а для приготовления отбирается только лучшие фракции виноградного сусла – самотек и первое давление (не более 50 декалитров с тонны винограда).

Вот и пришлось в отсутствие сырья, в частности коньячникам, чтобы не сдавать позиции на рынке, соглашаться на перекурку того виноматериала, который раньше шел только на спирт-сырец, а качественное сырье оставлять на марочные бренды.

Запасы, сделанные в более благополучные времена, истощались, и незыблемое правило коньячников – «положи на выдержку столько, сколько взял, и чуть больше» уже не действовало и, в частности на Украине (тогда еще Крым был не наш) приняли решение о квотированном завозе спирта коньячного из-за рубежа с таможенными льготами. Это решение коснулось России напрямую. Общее количество производимого на экспорт в Россию коньяка Одесским «Шустовым», Херсонской «Таврией», Крымским «Коктебелем», Ужгородским и Симферопольским винзаводами составляло сотни тысяч декалитров в год.

Мы все прекрасно понимали, что тот же дистиллят из Франции, Азербайджана, Молдовы, Грузии и т.д. далеко не винный, но выживать как-то было надо, вот и пошли по пути в никуда, поднимая экономику вышеупомянутых стран, а при этом сокращая площади под виноградниками у себя дома, пока не дошли до критической отметки.

Сегодня вернуть утраченные позиции неимоверно сложно. Помимо финансов необходимо много времени, а это задача не одного поколения.

cb4d07217a4a3ef6e40f35e2954ed80d

         Как говорят французы: «Производство коньяка себе может позволить только очень богатая страна».

По моему глубокому убеждению сегодня можно и нужно обратить внимание на истинно русский и национальный напиток полугар, или как его еще называли, хлебное вино.

Если обратиться к нашей истории, то мы увидим, что своим особенным путем Россия идет не только в политической жизни, после известного лозунга Ленина, в ответ на казнь брата.

Повторяя слова, сказанные глубокоуважаемым мною историком и ученым, Борисом Родионовым, написавшем замечательную книгу «История русской водки от полугара до наших дней», скажу, что народ научивший мир пить разбавленный технический спирт и позиционирующий его как национальный напиток, поистине непобедим. Замечу, что может быть настало время возродить утраченное.

Если задаться вопросом, как русская водка, может насчитывать историю почти в пять веков (если верить В.В. Похлебкину) в нынешнем исполнении, когда первые ректификационные установки были изобретены во второй половине 19 века?

Просто то, что мы сегодня величаем национальным напитком, таковым не является.

До тех пор, пока на Руси господствовал в виде народного продукта зерновой дистиллят (полугар), понятия беспробудного пьянства не было как такового.

В наше время из всей массы людей, употребляющих крепкие напитки, соотношение отдающих предпочтение водке перед коньяком, составляет примерно 70% к 30% в пользу водки. Собственно, это вполне объяснимо, ответом может послужить старая пословица: «Где родился там и пригодился».

Наша генетическая память на протяжении многих десятков поколений накапливала информацию об образе жизни, быта, питании.

Исходя из этого, никогда полноценной заменой яблоку нам не станут бананы, говядине – буйволятина, зерновым дистиллятам – ром и текила. Не говоря об усваиваемости организма, мы даже интуитивно выбираем свое, говоря, что это лучшее даже не из-за патриотизма. Все заморские продукты могут вызывать лишь гастрономический интерес. Поэтому я пытался найти золотую середину: любишь, ценишь и понимаешь старые, хорошие коньяки, а организму легче найти общий язык с водкой, мертвым напитком, практически лишенным всякой органолептики, души, и выполняющем роль только лишь антидепрессанта.

Размышления склонялись к попыткам воспроизвести аналог виски, но с национальным подтекстом.

Мы в 2002 году даже пробовали на Симферопольском винзаводе заложить маленькую опытную партию ячменного виски. Опыт получился, хотя до идеала было далеко. И тут мне на глаза попалась вышеупомянутая монография Б. Родионова о полугаре, которая стала моей настольной книгой. Мне вообще кажется, что для себя я ничего более интересного не читал. Наконец-то, ответ найден!

купить алкоголь оптом, элитный алкоголь

         Конечно, сегодня полугару противостоит мощнейшее водочное лобби, но уже само наличие и интерес разных слоев населения к этой теме говорит о том, что настало время возродить старые русские традиции, тем более, что наверняка у кого-то в бабушкиных сундуках сохранились старые рецепты приготовление полугаров, ратафий, настоек.

Приятно, что всерьез занимаются производством домашней водки (назовем ее так) достаточно серьезные и образованные люди, которых назвать алкоголиками не повернется язык ни у кого.

Прежде всего, человек, занимающийся творческим винокурением, вкладывает в свое детище часть души, делится своим настроением, мыслями, переживаниями. Никогда плохой, злой, жестокий и жадный человек не создаст хорошего вина.

Серьезные виноделы знают о таком факте: во время пресловутого указа о борьбе с пьянством, настроение у виноделов было подавленным и винообработчики, работающие с хересами, замечали, что хересная пленка (вид плесени, формирующей букет вина) не развивалась в процессе хересования. Просто аура этого грибка подавлялась аурой человека с плохим настроением.

Еще наши предки замечали, что женщинам, в критические дня нельзя печь хлеб: дрожжевое тесто не поднимется. Собственно, ответ прост, в эти дни организм нацелен на уничтожение и подавляет энергетику дрожжей.

В былые времена люди из состоятельных сословий гордились своими винокурами, как особым достоянием. Тем более, что в те времена в отсутствие элементарных приборов, например, спиртомеров, опыт и умение мастера купажа ценился превыше всего.

Очень хочется надеяться, что мы сегодня действительно стоим в начале пути истинно русского напитка.

Помните, жизнь наша не настолько длинна, чтобы мы могли себе позволить пить плохие вина.

 С уважением Голубенко А.Б.