История появления дистилляции

histori_distillat

История дистилляции началась над кипящим котлом.  Заинтриговавшись образующими парами, человек понял, что он может разделять жидкости и, подражая круговороту воды в природе, перегонять все, что попадется ему под руку. Вначале он перегонял смолу, потом золото, серебро, свинец и даже (по свидетельству документов времен Людовика XIV) – молодых журавлей и человеческие головы. Затем он перешел к более миролюбивой практике и занялся тем, что получалось у него лучше всего, то есть изготовлением алкоголя.

Во все времена человеческое воображение бурлило у перегонного куба. На протяжении веков умение дистилляции было самым почитаемым из всех наук и искусств. Тот, кто владел им, считал, что он был всего в двух шагах от мирового господства и бессмертия. Перед вами великолепная и захватывающая история алкоголя и дистилляции.

Античность

Перебродивший плод, доставивший странные ощущения первому в истории дегустатору, ознаменовал собой открытие алкоголя. Разумеется, сегодня невозможно установить время и место этого события.

По всей вероятности, первым спиртным напитком, изготовленным человеком, был сок, выжатый из фруктов, скорее всего, из винограда, который естественным образом бродил при обычной температуре.

Вероятно, одновременно с вином на свет появилось пиво. Известно, что древние египтяне изготавливали напиток из перебродившего настоя ячменя. Наши античные предки не понимали природы брожения. Оно представлялось для них священным процессом, связанным с влиянием богов.

Что касается искусства перегонки, то оно могло зародиться в Китае, однако этой стране не хватает точных  данных для подтверждения такой гипотезы. Поэтому роль колыбели дистилляции берет на себя Египет. В качестве доказательства он основывается на стенописи, перерисованной греческим философом Зосимом.

Зосим, рожденный в Египте, увидел на стенах храма Мемфиса среди иероглифов рисунки перегонных аппаратов. Даже Зосиму, жившему в III веке нашей эры, эти изображения казались очень древними. Философ перерисовал увиденное, благодаря чему египетские изображения дошли до наших дней.

 

Античный перегонный аппарат. Рисунок Зосима.

 

Подражая природе: испарение и конденсация

Наблюдая за природой, можно заметить как под действием солнца образуются водяные пары, оседающие затем под влиянием холода. Этот круговорот веществ в природе можно считать огромным перегонным аппаратом, расположенным у нас над головой и конденсирующим влагу под нашими ногами. Такого мнения придерживался греческий философ Аристотель (384-322 г.г. до нашей эры). Он написал в своей работе «Метеорология» следующее: «Морская вода становится питьевой благодаря испарению. Ему может быть подвергнута любая влага. После превращения в пары, она вновь становится жидкой.»

Можно предположить, что, пытаясь воспроизвести в миниатюре круговорот воды в природе, наши предки создали первый очень примитивный перегонный аппарат и открыли дистилляцию.

Однако дистилляция воды не представляла особого интереса, ведь перегоняя воду, можно получить только воду. Поэтому античные люди обратились к перегонке других жидкостей. Но это еще не были спиртные напитки.

 

Смолокурение

По всей видимости, первым после воды объектом дистилляции стала кедровая смола. В древнем Египте ее перегоняли, получая кедровое масло, служившее, в частности, для бальзамирования мертвых. Греческий историк Геродот (живший  в V веке до нашей эры) и сицилийский историк Диодор рассказывают, как с помощью кедрового масла в древнем Египте мумифицировали трупы.

Уже на­мно­го по­зд­нее рим­ля­не так­же за­ни­ма­лись смо­ло­ку­ре­ни­ем и ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли ке­д­ро­вое мас­ло. Пли­ний, жив­ший во вре­мя прав­ле­ния Калигулы, в самом начале на­шей эры опи­сал про­цесс из­го­тов­ле­ния этой цен­ной эс­сен­ции: «Под гор­ш­ком со смо­лой за­жи­га­ют огонь. Па­ры под­ни­ма­ют­ся и осе­да­ют на шер­стя­ной ма­те­рии, по­кры­ва­ю­щей свер­ху гор­шок. По окон­ча­нии опе­ра­ции ма­те­рию, про­пи­тав­шу­ю­ся мас­лом, вы­жи­ма­ют.»

Рим­ля­не лю­би­ли до­бав­лять ке­д­ро­вое мас­ло в ви­но для улуч­ше­ния вку­са и уси­ле­ния эй­фо­ри­че­с­ко­го (и очень ток­сич­но­го) воз­дей­ст­вия, свой­ст­вен­но­го это­му ве­ще­ст­ву. Еще уди­ви­тель­нее то, что они осо­бен­но це­ни­ли ке­д­ро­вое мас­ло из-за его спо­соб­но­с­ти при­да­вать мо­че при­ят­ный за­пах фи­ал­ки…

Кста­ти, рим­ля­не не при­да­ва­ли пе­ре­гон­ке боль­шо­го зна­че­ния. В от­ли­чие от гре­ков, они не су­ме­ли вне­сти зна­чи­тель­ных усо­вер­шен­ст­во­ва­ний в ее про­цесс. Впро­чем, дис­тил­ля­ция мог­ла им ка­зать­ся чем-то вто­ро­сте­пен­ным, ведь они бы­ли по­ве­ли­те­ля­ми ми­ра.

Что ка­са­ет­ся тех­ни­ки дис­тил­ля­ции, то са­мым рас­про­ст­ра­нен­ным пе­ре­гон­ным ап­па­ра­том то­го вре­ме­ни был алам­бик Си­не­зи­у­са. Он со­сто­ял из кот­ла, слу­жив­ше­го во­дя­ной ба­ней, ре­тор­ты, со­дер­жа­щей ис­ход­ный про­дукт, вы­тя­ну­то­го со­су­да, в ко­то­ром скап­ли­ва­лись па­ры,  и труб­ки, по ко­то­рой они про­хо­ди­ли, кон­ден­си­ру­ясь в ем­ко­с­ти-при­ем­ни­ке дис­тил­ля­та.

 

Появление крепкого спиртного

Во­пре­ки воз­мож­ным пред­по­ло­же­ни­ям, от­кры­тие пе­ре­гон­ки не по­влек­ло за со­бой не­мед­лен­но­го по­яв­ле­ния креп­ких спирт­ных на­пит­ков. Ан­тич­ные лю­ди вна­ча­ле ис­поль­зо­ва­ли пе­ре­гон­ку для по­лу­че­ния цен­ных ма­сел и эс­сен­ций. За­тем они на­ча­ли с ее по­мо­щью улуч­шать ле­кар­ст­ва. Дис­тил­ля­ция бы­ла, глав­ным об­ра­зом, за­ня­ти­ем фи­ло­со­фов и ле­ка­рей. Сле­ду­ет об­ра­тить­ся к бо­лее по­зд­ним ис­точ­ни­кам, что­бы за­ме­тить ко­с­вен­ную связь меж­ду  ал­ко­го­лем и уме­ни­ем дис­тил­ля­ции.

Ари­с­то­тель про­воз­гла­сил: «Ви­но об­ла­да­ет оп­ре­де­лен­ны­ми ис­па­ре­ни­я­ми, по­это­му оно из­да­ет огонь.» Это сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что в IV ве­ке до на­шей эры су­ще­ст­во­ва­ло до­ста­точ­но ал­ко­голь­ное ви­но, мо­жет быть, дис­тил­ли­ро­ван­ное.

Те­о­фраст под­тверж­да­ет дан­ное пред­по­ло­же­ние. «Ви­но, на­ли­тое на огонь, слов­но ос­во­бож­да­ясь, об­ра­зу­ет бле­с­тя­щее пла­мя,» – ска­зал он за три сотни лет до на­шей эры.

На­сто­я­щее упо­ми­на­ние о пе­ре­гон­ке ви­на встре­ча­ет­ся лишь в до­ку­мен­те III ве­ка на­шей эры. Од­на­ко этот «пред­ше­ст­вен­ник» брен­ди, как вы поймете, не сде­лан для пи­тья. «Трак­тат о кра­с­ках» – так на­зы­ва­ет­ся труд ис­сле­до­ва­те­ля, по име­ни Мап­паэ Кла­ви­ку­ла, где в ре­цеп­те при­го­тов­ле­ния кра­с­ки встре­ча­ют­ся сле­ду­ю­щие сло­ва: «Сме­ши­вая чи­с­тое и креп­кое ви­но с тре­мя ча­с­тя­ми со­ли и грея смесь в под­хо­дя­щем со­су­де, по­лу­ча­ет­ся ог­нен­ная во­да, ко­то­рая  мо­жет го­реть не об­жи­гая ма­те­рию, на ко­то­рую она на­ли­та.»

 

Горящая вода

Мар­кус, жив­ший в Гре­ции, по всей видимости в VIII ве­ке, яв­ля­ет­ся ав­то­ром боль­шо­го на­уч­но­го тру­да под на­зва­ни­ем «Liber ignum ad comburendos hostes». В нем встре­ча­ет­ся пер­вое по­дроб­ное опи­са­ние  из­го­тов­ле­ния пу­шеч­но­го по­ро­ха, ке­д­ро­во­го мас­ла и го­ря­щей во­ды: «Го­ря­щая во­да (aqua-ardens) го­то­вит­ся сле­ду­ю­щим спо­со­бом: возь­ми­те ви­но, тем­ное, гу­с­тое и ста­рое. До­бавь­те две ун­ции стер­той в по­ро­шок се­ры, два фун­та вин­но­го кам­ня из хо­ро­ше­го бе­ло­го ви­на и две ун­ции обыч­ной со­ли. По­ме­с­ти­те это в пе­ре­гон­ный куб и до­бавь­те к не­му зме­е­вик, и вы по­лу­чи­те го­ря­щую во­ду, ко­то­рую смо­же­те хра­нить в хо­ро­шо за­кры­том стек­лян­ном со­су­де.» Это пер­вое в ис­то­рии упо­ми­на­ние сло­ва aqua-ardens, то есть «го­ря­щая во­да».

Итак, ан­тич­ные лю­ди по­ня­ли прин­цип дис­тил­ля­ции. Ее тех­ни­ка ос­та­ва­лась на до­ста­точ­но при­ми­тив­ном уров­не, но уже вклю­ча­ла глав­ное – чан и зме­е­вик, не­отъ­ем­ле­мые от се­го­дняш­не­го перегонного аппарата.

 

 

Дистилляция у арабов

В VII-XII ве­ках на­шей эры алам­би­ки, ана­ло­гич­ные ан­тич­ным, ис­поль­зо­ва­лись ара­ба­ми. Они бы­ли за­им­ст­во­ва­ны ими у древ­них гре­ков, ведь араб­ские уче­ные по­се­ща­ли шко­лу Алек­сан­д­рии. Алек­сан­д­рий­ская биб­ли­о­те­ка по­зд­нее сго­ре­ла, и по­жар  унич­то­жил вме­с­те с кни­га­ми боль­шин­ст­во на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ст­вом зна­ний.

Мно­гие из зна­ний и уме­ний, ко­то­рые се­го­дня при­пи­сы­ва­ют ара­бам, яв­ля­ют­ся про­стым про­дол­же­ни­ем ис­сле­до­ва­ний древ­не-гре­че­с­ких уче­ных.

Ара­бы обо­га­ща­ли за­им­ст­во­ван­ную му­д­рость соб­ст­вен­ным опы­том и со­би­ра­ли  ле­то­пи­си и на­уч­ные тру­ды в Ака­де­мии ис­пан­ско­го го­ро­да Кор­до­ва до то­го мо­мен­та, по­ка  их не вы­гна­ли из Ис­па­нии. Бла­го­да­ря Кор­до­ве, за­пад­ная Ев­ро­па об­ре­ла мно­гие зна­ния древ­них гре­ков.

Ара­бы за­ни­ма­лись смо­ло­ку­ре­ни­ем и уме­ли из­го­тав­ли­вать мас­ла из не­ко­то­рых рас­те­ний, ко­то­рые они ис­поль­зо­ва­ли в ме­ди­цин­ских це­лях. Ара­бы бы­ли твор­ца­ми ле­карств, но – не спирт­ных на­пит­ков.

Са­мым из­ве­ст­ным араб­ским уче­ным то­го вре­ме­ни счи­та­ет­ся Ге­бер (Абу Мус­са Джа­фар ал Со­фи), умер­ший в 765 го­ду. Он был, по всей ви­ди­мо­с­ти, гре­ком, при­няв­шим му­суль­ман­ст­во. Его тру­ды, в ко­то­рых го­во­рит­ся о пе­ре­гон­ке, но нет ни сло­ва ни о ви­не, ни о спирт­ных на­пит­ках, по­слу­жи­ли ос­но­вой зна­ний сред­не­ве­ко­вых ал­хи­ми­ков.

Те­перь мы при­сту­пим к Сред­ним ве­кам. Ког­да сквозь мрак вре­ме­ни мы вгля­ды­ва­ем­ся в ис­то­рию Сред­не­ве­ко­вья, нам ви­дит­ся един­ст­вен­ное свет­лое пят­но – го­ря­щий алам­бик. За не­сколь­ко со­тен лет че­ло­ве­че­ст­во про­ме­ня­ло гре­че­с­кую му­д­рость на страсть к все­воз­мож­ным бе­зум­ст­вам и на­ча­ло  ли­хо­ра­доч­но ис­поль­зо­вать все свое во­об­ра­же­ние в ис­кус­ст­ве дис­тил­ля­ции, на­де­ясь об­ре­с­ти бо­гат­ст­во, бес­смер­тие и сла­ву. Мы всту­па­ем в эпо­ху ал­хи­ми­ков.


Алхимик и монах-бенедиктинец Базиль Валентин (XV век)

 

Алхимия

Ча­с­то умал­чи­ва­ют об ог­ром­ной ро­ли ал­хи­мии в про­грес­се и раз­ви­тии на­шей ци­ви­ли­за­ции. Тем не менее она бы­ла важ­ней­шей на­укой в период с X и при­мер­но до XVII ве­ка.

Во вто­рой по­ло­ви­не Сред­них ве­ков ан­тич­ные ру­ко­пи­си, уце­лев­шие по­сле рас­па­да им­пе­рий, войн, на­ше­ст­вий, по­жа­ров и че­ло­ве­че­с­ко­го без­раз­ли­чия, за­вла­де­ли во­об­ра­же­ни­ем не­ко­то­рых мыс­ли­те­лей. Их ли­хо­ра­доч­ное воз­буж­де­ние с бы­с­т­ро­той мол­нии рас­про­ст­ра­ни­лось по Ев­ро­пе. Уче­ные-оди­ноч­ки, мо­на­хи и ле­ка­ри на­ча­ли изу­чать, раз­мы­ш­лять и про­во­дить экс­пе­ри­мен­ты, до­стиг­нув по­ра­зи­тель­но­го про­грес­са в на­уке и, в ча­ст­но­с­ти, в дис­тил­ля­ции.

В цен­т­ре вни­ма­ния ал­хи­ми­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний на­хо­дил­ся фи­ло­соф­ский ка­мень. Он пред­став­лял­ся ал­хи­ми­кам в трех фор­мах: твер­дым, жид­ким и не­ви­ди­мым. Од­ни ал­хи­ми­ки ду­ма­ли, что твер­дый ка­мень со­стоит из се­ры, дру­гие – из мышья­ка. А не­ко­то­рые счи­та­ли его сверхъ­е­с­те­ст­вен­ным со­зда­ни­ем, ко­то­рое мож­но по­лу­чить лишь в ис­клю­чи­тель­ных ус­ло­ви­ях. Но для всех ал­хи­ми­ков он был суб­стан­ци­ей, ко­то­рая  спо­соб­на пре­вра­тить де­ше­вый ме­талл в зо­ло­то и се­ре­б­ро и сра­зу при­не­с­ти бо­гат­ст­во.

Од­на­ко бо­гат­ст­во ни­че­го не сто­ит без воз­мож­но­с­ти им на­сладить­ся. По­это­му ал­хи­ми­ки так­же ис­ка­ли па­на­цею от всех бед – жид­кий ка­мень или фи­ло­соф­ский элик­сир, ко­то­рый из­ле­чи­вал от всех бо­лез­ней и про­дле­вал жизнь.

Тре­тий фи­ло­соф­ский ка­мень – не­ви­ди­мый – дол­жен был при­но­сить сча­с­тье.

Ал­хи­мия уно­сит нас в тот пе­ри­од, ког­да все пред­став­ля­лось воз­мож­ным. Ка­за­лось до­ста­точ­но раз­га­дать за­гад­ки пред­ков, про­из­не­с­ти не­сколь­ко за­кля­тий, ра­зо­греть до­бе­ла ме­талл, по­лить его ртут­ной жид­ко­с­тью и ос­ту­дить все это в пол­но­лу­ние, что­бы по­лу­чить зо­ло­то и об­ре­с­ти бес­смер­тие.

Но что же все это име­ет об­ще­го с ал­ко­го­лем, спирт­ны­ми на­пит­ка­ми и пе­ре­гон­кой? А то, что для по­лу­че­ния фи­ло­соф­ско­го кам­ня – ко­неч­ной це­ли ал­хи­ми­ков – бы­ло не­об­хо­ди­мо про­из­ве­с­ти 12 де­ли­кат­ных опе­ра­ций: об­жи­га­ние, за­мо­ра­жи­ва­ние, рас­тво­ре­ние, вы­ва­ри­ва­ние, дис­тил­ля­цию, суб­ли­ма­цию, от­де­ле­ние, ис­пе­пе­ле­ние, бро­же­ние и, на­ко­нец, – на­вер­ное, са­мую важ­ную, но ни­ког­да не ре­а­ли­зо­ван­ную про­це­ду­ру – пре­вра­ще­ние. Из чис­ла этих опе­ра­ций рас­тво­ре­ние, бро­же­ние и осо­бен­но дис­тил­ля­ция поз­во­ля­ют се­го­дня из­го­тав­ли­вать все из­ве­ст­ные спирт­ные на­пит­ки.

 

Люкас Болс. В 1664 году он начал перегонять женевер в Амстердаме.

 

Развитие техники перегонки

Значительное усовершенствование техники дистилляции началось в XV веке. Базиль Валентин советует погрузить трубы с алкогольными испарениями в чан холодной воды, которую следует менять почаще для ускорения конденсации. А для получения более крепкого спиртного он рекомендует повторять перегонку.

Однако в то время люди еще не подавали спиртное в качестве напитка, а использовали его как эликсир молодости и лекарство. Об этом свидетельствует письменный источник той эпохи: «Аквавита хорошо излечивает все болезни от холода. Она  помогает людям со зловонным дыханием, против гнилых и зараженных ран, против неизлечимых болезней, против укусов ядовитых тварей.»

По­сле окон­ча­ния Сред­них ве­ков идеи ал­хи­ми­ков дол­гое вре­мя ока­зы­ва­ли вли­я­ние на уче­ные умы мно­гих стран Ев­ро­пы. Со­рат­ник Пе­т­ра I Яков Брюс ис­кал элик­сир дол­го­ле­тия и пы­тал­ся при­го­то­вить «жи­вую» и «мерт­вую» во­ду.

А Мо­из Ша­рас – ап­те­карь Лю­до­ви­ка XIV – сле­дуя при­ме­ру древ­них ал­хи­ми­ков, под­вер­гал пе­ре­гон­ке са­мые раз­ные ве­щи. Он счи­тал луч­шим ле­кар­ст­вом дис­тил­лят че­ло­ве­че­с­ких че­ре­пов и го­во­рил, что сле­ду­ет ис­поль­зо­вать две-три го­ло­вы здо­ро­вых муж­чин, умер­ших на­силь­ст­вен­ной смер­тью, и ке­ра­ми­че­с­кий пе­ре­гон­ный ап­па­рат. Кста­ти, не­сколь­ко по­зд­нее при дво­ре ца­ри­цы Ели­за­ве­ты бы­ли хо­ро­шо зна­ко­мы с его те­о­ри­ей.

 

Английский перегонный аппарат, 1746 год.

 

Новое время

В XVI веке аквавита проникает практически во все страны Европы. В тех краях, где виноград не растет, например на севере Германии, в Швеции, Дании и на Руси, спиртное из него стоило дорого. Поэтому там постепенно начали перегонять перебродившее зерно.

Между спиртными напитками разных стран начинают проявляться различия, которые со временем станут все более существенными.

В XVII веке методы перегонки были уже достаточно развиты, что давало возможность  получать алкоголь в большом количестве. На этом закончилась его «медицинская» эпоха и началась эпоха торговли.

 

Основавшийся на Кубе испанец Дон Факундо Бакарди занимался изысканиями в области перегонки рома. В 1862 году он создал ром нового типа, с легкими ароматами.

 

Революция в искусстве перегонки

XVIII век не внес особых достижений в процесс дистилляции. Зато в первой половине XIX века техника перегонки пережила стремительное развитие. В самом начале 1800-х годов Эдуард Адам придумал перегонный аппарат, который позволял проводить 8 подогревов в день, вместо двух обычных, экономить топливо, воду и человечески труд, а также получать спиртное с более приятным вкусом.

В 1826 году у шотландца Роберта Штейна зарождается мысль о создании аппарата постоянной перегонки. Реализует его идею  ирландец французского происхождения Аэнеас Коффи. В 1831 году он патентует революционный перегонный аппарат, называемый patent still или coffey still. Новый аппарат был в 15-20 раз быстрее традиционного аламбика, гораздо экономичнее и давал более чистое и крепкое спиртное. Изобретение стало использоваться не только для производства некоторых виски, но и для многих других напитков, например водки, джина и белого рома.

Технология перегонки сделалась столь совершенной, что спирт обрел почти «абсолютную» чистоту.

Как вы, наверное, уже осознали, дистилляция – это отражение цивилизации, а каждая этикетка виски, коньяка, рома или водки – отблеск столетий истории, поиска и прогресса.

(Источник: «Библия бармена», второе издание)

Предлагаем Вашему вниманию видео-рассказ истории появления дистилляции: